Мыши

←← Вернуться на главную ← Назад

Оглавление

  1. История
  2. Плюсы и минусы
  3. Принцип действия
  4. Преобразователи перемещения
  5. Кнопки и другие элементы
  6. Подключение к компьютеру

Преобразователи перемещения

Прямой привод
Изначальная конструкция преобразователя перемещения мыши, изобретённой Дугласом Энгельбартом в Стенфордском исследовательском институте в 1963 году, состояла из двух перпендикулярных колёс, выступающих из корпуса устройства. При перемещении мыши колёса крутились каждое в своём измерении. Такая конструкция имела много недостатков и в 1968 году была заменена на мышь с шаровым приводом.
Шаровой привод
В шаровом приводе движение мыши передаётся на выступающий из корпуса обрезиненный стальной шарик (его вес и резиновое покрытие обеспечивают хорошее сцепление с рабочей поверхностью). Два прижатых к шарику ролика снимают его движения по каждому из измерений и передают их на преобразователи угла поворота (энкодеры), преобразующие эти движения в электрические сигналы.
Основной недостаток шарового привода — загрязнение шарика и снимающих роликов, приводящее к заеданию мыши и необходимости в периодической её чистке (отчасти эта проблема исправилась путем использования металлических роликов). Несмотря на недостатки, шаровой привод долгое время доминировал, успешно конкурируя с альтернативными схемами преобразователей. В настоящее время шаровые мыши почти полностью вытеснены оптическими мышами второго поколения.
Мышь с прямым приводом
Мышь с прямым приводом
Устройство мыши с шаровым приводом
Устройство мыши с шаровым приводом
Шаровой привод
Мышь с шаровым приводом
Оптические мыши первого поколения
Оптические преобразователи призваны непосредственно отслеживать перемещение мыши относительно рабочей поверхности. Исключение механической составляющей обеспечивало более высокую надёжность и позволяло увеличить разрешающую способность детектора. Первое поколение оптических преобразователей было представлено различными схемами оптопарных преобразователей с непрямой оптической связью — светоизлучающих и воспринимающих отражение от рабочей поверхности светочувствительных диодов. Такие преобразователи имели одно общее свойство — они требовали наличия на рабочей поверхности специальной штриховки (перпендикулярными или ромбовидными линиями) или коврика для мыши.
Недостатки первого поколения:
  • необходимость использования специального коврика
  • неообходиость правильной ориентации мыши относительно коврика
  • чуствительность мыши к загрязнению коврика
  • высокая стоимость
Оптические мыши второго поколения (с матричным сенсором)
Второе поколение оптических мышей, более сложное по устройству, использует специальный преобразователь в своей нижней части, который делает непрерывные снимки поверхности стола. Эти снимки сравниваются для определения направления и величины смещения мыши. Контрастная подсветка поверхности светодиодом или лазером облегчает работу преобразователя. Мыши второго поколения не требуют специального коврика и могут работать на практически любых поверхностях, за исключением зеркальных или прозрачных.
Преобразователи второго поколения постепенно улучшаются, и сейчас проблемы с мышами, склонными к сбоям, стали редкостью. Некоторые модели оборудованы двумя преобразователями, что позволяет исключать возможные ошибки, а также работать на стеклянных, зеркальных и оргстеклянных поверхностях.
В последние годы была разработана новая, более совершенная разновидность оптического преобразователя — с использованием подсветки полупроводникового лазера, который позволяет избежать красного свечения в любом состоянии компьютера.
Мышь 1 поколения
Мышь первого поколения
Светодиодная мышь
Светодиодная мышь
Различия мышей
Отличие работы светодиодной мыши от мыши с полупроводниковым лазером

Кнопки и другие элементы

Кнопки — основные элементы управления мыши, служащие для выполнения основных манипуляций: выбора объекта (нажатиями), активного перемещения (то есть перемещения с нажатой кнопкой, для рисования или обозначения начала и конца отрезка на экране, который может трактоваться как диагональ прямоугольника, диаметр окружности, исходная и конечная точка при перемещении объекта, выделении текста и т. п.).

Количество кнопок на мыши ограничивает концепция их использования вслепую аналогично клавишам аккордовой клавиатуры. Однако, в отличие от её, мышь ещё необходимо перемещать тремя (большой, безымянный и мизинец) или двумя (большой и мизинец) пальцами. Таким образом, можно сделать две или три полноценные кнопки для использования параллельно с перемещением мыши по столу — под указательный, средний и безымянный пальцы (для трёх кнопок). Крайние кнопки называют по положению — левая (под указательный палец правши), правая (и средняя, для трёхкнопочной мыши).

Долгое время двух- и трёхкнопочные концепции противостояли друг другу. Двухкнопочные мыши поначалу лидировали, так как на их стороне, кроме простоты (три кнопки проще перепутать), удобства и отсутствия излишеств, было программное обеспечение, которое тяжело загружало две кнопки. Но, смотря ни на что, трёхкнопочные мыши никогда не прекращали продаваться, пока противостоянию не пришёл конец.

Противостояние двух- и трёхкнопочных мышей закончилось после изобретения возможности с помощью мыши осуществлять прокрутку экрана. На двухкнопочной мыши появилась небольшая средняя (третья) кнопка для включения и выключения скроллинга, которая вскоре трансформировалась в колесо прокрутки (на него можно нажать, чтобы отключить или включить прокрутку).

Дополнительные кнопки

Трёхкнопочная мышь
Трёхкнопочная мышь
Кнопки
Функции кнопок современной игровой мыши
Много кнопок
Мышь с боковой цифровой панелью

Подключение к компьютеру

Мышь с проводом
Мышь с проводом USB
Мышь блютуз
Мышь с радиосвязью и специальный USB-донгл
Индукционная мышь
Индукционная мышь с ковриком